раздел науки о способах проведения морских, воздушных судов и космических летательных аппаратов из одной точки пространства в другую. Эта задача решается методами и приборами мореходной, воздушной и космической навигации, которые позволяют определить местоположение и ориентацию движущегося объекта относительно принятой системы координат, величину и направление скорости движения, направление и расстояние до места назначения и т.д.
_________________ Зам нач штаба первой группы, Major /I./KG55_Kaiser/
Для начала определимся с основными понятиями в аэронавигации.
АЭРОНАВИГАЦИЯ – наука о том, как правильно ори-
ентироваться в полете и как приводить самолет в же-
лаемое место земной поверхности наиболее короткими
безопасным путем.
С.А. Данилин. Герой Советского Союза.
Каждый пилот, втом числе и виртуальный, должен уметь ориентироваться в полете, знать и уметь использовать приборы, установленные на самолете,
уметь вести самолет по заданному маршруту с заданной высотой и скоростью и применять методы аэронавигации в любых условиях погоды.
Для выполнения полетов с визуальным ориентированием важнейшим средством аэронавигации является КАРТА. Карта должна давать представление о части земной поверхности,
над которой производится полет – о взаимном расположении и виде различных объектов: суши, моря, реки, дороги, лесов, полей и т.д.,
а так же о возвышенностях, горах и взаимном превышении их.
Компас и курс самолета в БзБ
Направление полета в БзБ, как и в реальном мире, определяется при помощи КОМПАСА.
Как и в реальном мире, виртуальные компасы БзБ магнитные компасы практически ни когда
не указывают точного направления на Север, то есть, магнитная стрелка не стоит в плоскости истинного меридиана, от которого ведется отсчет курса. Стрелка (или картушка компаса) практически всегда отклонена от плоскости истинного (географического) меридиана и указывает направление другого меридиана – магнитного. Угол между этими двумя меридианами называется УГЛОМ МАГНИТНОГО СКЛОНЕНИЯ.
Реальные компасы подвержены влиянию магнитных масс летательного аппарата (элементы конструкции, выполненные из стали, мотор, и т.д.), их показания всегда искажены. Такое влияние называется девиацией. Вследствие девиации компас указывает не магнитный, а так называемый компасный меридиан. Кроме влияния магнитных масс, девиация вызывается вибрацией самолета, его разворотами и т.д.
Девиация магнитного компаса
Ошибка магнитного компаса, обусловленная влиянием собственного магнитного поля самолета, называется девиацией.
Магнитное поле самолета создается ферромагнитными деталями самолета: и самолетного оборудования и постоянными токами в сетях электро- и радиооборудования самолета.
Ферромагнитные массы по магнитным свойствам можно условно разделить на "твердое" и "мягкое" железо. "Твердое" железо длительное время сохраняет полученную намагниченность и создает постоянное магнитное поле ЛА, не зависящее от курса. "Мягкое" железо не имеет остаточного магнетизма. Оно намагничивается пропорционально напряженности намагничивающего магнитного поля и меняет полярность при разворотах ЛА. .
_________________ Зам нач штаба первой группы, Major /I./KG55_Kaiser/
Кроме того, показания компасов искажаются при кренах и разворотах самолета.
Стрелка компаса устанавливается по направлению суммарного магнитного поля Земли и самолета.
При выполнении аэронавигационных расчетов приходится часто переходить от одного курса к другому.
Для перехода от компасного курса к магнитному алгебраически прибавляют к компасному курсу величину девиации:
МК = КК + Δк
Для перехода от магнитного курса к компасному алгебраически вычитают из магнитного курса величину девиации:
КК = МК - Δк
Для перехода от магнитного курса к истинному алгебраически прибавляют к магнитному курсу магнитное склонение:
ИК = МК + Δм
Для перехода от истинного курса к магнитному алгебраически вычитают из истинного курса величину магнитного склонения:
МК = ИК - Δм
_________________ Зам нач штаба первой группы, Major /I./KG55_Kaiser/
Девиация Δк - это:
1. угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов;
2. отклонение стрелки компаса от линии меридиана под влиянием находящихся вблизи больших масс железа.
Она считается положительной, если компасный меридиан отклонен к востоку (вправо) и отрицательной, если компасный меридиан отклонен к западу (влево) от магнитного меридиана.
Корректировка I./KG55_akm615
Значение девиации компаса Δк высчитывается еще на земле. Девиация - величина непостоянная, поэтому, чтобы правильно ее учитывать в полете, необходимо еще на земле составить график девиации. О том, как это делается, можете почитать самостоятельно. Это трудоемкий процесс.
График девиации в жизни выглядит вот так.
К счастью, такой график есть и для игры: наш коллега I./KG40_ВОРОН в свое время выяснил, на каком истинном курсе какова величина отклонения магнитного компаса (с учетом магнитного склонения и девиации). Сделал он это на 36 курсах, записал их и добавил в розу ветров.
В круге между азимутами видим две цифры, расположенные одна над другой. Та цифра, что ближе к внешнему кругу - данные для дублирующего компаса. Цифра, расположенная ближе к внутреннему кругу - данные для магнитного компаса.
Данные для магнитного компаса - это и есть цифра общего отклонения магнитного компаса от истинного курса (с учетом поправки на магнитное склонение и девиацию компаса). В данном случае цифру для конкретного истинного курса нужно вычесть из показаний магнитного компаса.
Компасный меридиан (или курс) КК - это направление, какое показывает стрелка компаса, находящаяся под влиянием магнитного поля самолета (железа и электроприборов).
Перейдем к расчетам.
Истинный курс находим по формуле:
ИК = МК + Δм
Во время полета компас показывает нам компасный курс КК (с учетом девиации). Вместо неизвестного нам МК подставим формулу: МК = КК + Δк (не забываем, что значение Δк для каждого курса берем из графика девиации).
В итоге формула вычисления истинного курса примет вид: ИК = (КК + Δк)+Δм
Теперь разберемся, как пользоваться розой ВОРОНа:
Например, нам необходимо стать на истинный курс 220. Отклонение магнитного компаса с учетом магнитного склонения и девиации в розе ВОРОНа для курса 220 равно 18, а значит, к истинному курсу 220 нужно прибавить эту поправку. Определяем магнитный курс: 220 + 18 = 238.
Если составить отдельно график девиации для БзБ, значение девиации, например, для истинного курса 0 и магнитного курса 5 будет равно 5 (компас показывает 5 градусов, а должен показывать 10).
Вычислим Истинный курс:
ИК = (КК + Δк)+Δм = (5 + 5) + (-10) = 0.
Для истинного курса 100 и компасного курса 108 девиация магнитного компаса будет равна 2 (компас показывает 108 градусов, а должен показывать 110 градусов).
ИК = (108 + 2) + (-10) = 100.
Для истинного курса 240 и компасного курса 253 девиация магнитного компаса будет равна -3 (компас показывает 253, должен показывать 250).
ИК = (253 + (-3)) + (-10) = 240.
Так как в розе ВОРОНа цифры показывают не график девиации, а конкретное общее отклонение магнитного компаса на конкретных курсах, отдельным графиком девиации ее считать нельзя, так как график девиации уже заключен в ее цифрах, но уже вкупе с магнитным склонением.
Грубо говоря, по розе ВОРОНа высчитывать курс магнитного компаса, какой нужно установить для того, чтобы стать на конкретный истинный курс, нужно путем прибавления к цифре нужного нам истинного курса значения склонения для данного курса.
_________________ Зам нач штаба первой группы, Major /I./KG55_Kaiser/
Последний раз редактировалось: I./KG55_Kaiser (Сб Авг 13, 2016 10:42 am), всего редактировалось 6 раз(а)
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Ср Авг 10, 2016 3:27 pm
Набор высоты заданного эшелона, как правило, выполняется по трассе полета. Поэтому штурман должен знать, в какое время будет набрана заданная высота полета. Время набора высоты рассчитывается по высоте набора и вертикальной скорости набора.
Вертикальной скоростью набора VB называется вертикальная составляющая скорости воздушного судна.
Определение времени и места набора высоты заданного эшелона.
Пример.
Hэш=6000м. - высота, которую нам необходимо занять.
Нотхода = 400 м. - высота в точке начала отсчета времени.
Раэр=740 мм рт. ст. - давление аэродрома.
W = 300 км/ч - скорость полета.
VB=5 м/сек - скорость набора высоты.
Т отхода = 14:30. - время в точке начала отсчета времени.
Определить: Ток.наб. (время окончания набора) и Sнаб. (расстояние, пройденное в момент окончания набора).
Решение.
1. Определяем барометрическую высоту аэродрома:
Нб.аэр = (760 — Раэр)·11 = (760—740)·11 =220 м.
2. Находим высоту набора:
Ннаб = Нэш — Нб.аэр — Нотх = 6000 — 220 — 400 = 5380 м.
3. Рассчитываем время набора высоты на НЛ-10М:
tнаб =Ннаб/VB =5380/5 = 1076 сек≈18 мин.
4. Определяем время окончания набора заданной высоты:
Ток.наб = Tотх + Tнаб =14:30 + 0:18 = 14:48.
5. Находим пройденное самолетом расстояние за время набора высоты:
Sнаб =Wtнаб = 300·0,3 = 90 км. (почему 0,3 - потому что 18 минут от 1 часа равняется 0,3 - 18/60=0,3).
Вот примерный расчет времени и пройденного расстояния, которое понадобится для набора нужной высоты при конкретной скорости полета и скорости набора высоты.
Думается, что для расчетов надо брать среднюю истинную скорость. Вычислить ее можно так:
1. Определяем, с какой приборной скоростью мы будем лететь всё время до точки. Например, 220 км/час.
На малой высоте истинная будет 220. На высоте 6000 (конечной точке набора высоты) истинная будет равна 308 км/час (S ист = S пр х (1+(V/15000) = 220*(1+(6000/15000) = 220*1,4 = 308).
2. Находим среднюю истинную скорость:
Скорость 1 = 220.
Скорость 2 = 308.
Ср.скорость = (220+308)/2 = 264.
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Пт Авг 12, 2016 8:58 pm
Полезный сайт для прокладки маршрута в БзБ: http://il2map.info/map?type=clod_channel
Прямо онлайн можно маршрут построить и посмотреть основные его параметры (расстояние, курс, и даже время полета).
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Суть таблицы в том, чтобы, подставив в зеленые ячейки данные, получить расчетные данные времени, через которое самолет достигнет определенной точки маршрута. А также будет известен нужный климб, с которым нужно лететь, чтобы в расчетное время быть на нужной высоте.
Для применения таблицы необходимо узнать:
1. высоту отхода (высота в 1-й точке рассчитываемого отрезка маршрута);
2. расстояние от 1-й точки отрезка маршрута до 2-й;
3. высоту эшелона (высоту во 2-й точке отрезка маршрута).
4. приборную скорость, с которой должен будет лететь самолет.
Эти 4 параметра необходимо вбить в зеленые ячейки таблицы, после этого в синих ячейках мы получим расчетные климб и время.
Будут вопросы - пишите.
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Данный ролик записывался в безветренную погоду, надо учитывать, что таких идеальных условий на серверах не бывает, а значит придётся активно использовать визуальные ориентиры, и делать нужные поправки...
К примеру, при боковом ветре 3 м/с, за пол часа полёта (около 200 км), самолёт отклонится от курса на 5,4 км...
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Пт Окт 28, 2016 12:03 pm
Заметки по штурманскому делу.
Привожу таблицу для произведения расчетов при прокладывании маршрута.
Вводите в таблицу нужные параметры (вертикальную скорость, приборную скорость, высоту в начале и в конце отрезка) и получаете следующие рассчитанные формулами параметры: время полета по отрезку, пройденное расстояние, расход топлива для преодоления отрезка.
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Последний раз редактировалось: I./KG55_akm615 (Чт Ноя 03, 2016 3:12 pm), всего редактировалось 1 раз
I./KG40_BOPOH
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.11.2016
Сообщения: 2
Добавлено:
Чт Ноя 03, 2016 2:52 pm
Всем привет.
Вопрос по посту выше.
Как я введу в калькулятор данные по вариометру (при определенной приборной скорости, если я чайник и климба не знаю?
Извините-))))
Сообщение можно удалить...
I./KG40_BOPOH
Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.11.2016
Сообщения: 2
Добавлено:
Чт Ноя 03, 2016 3:30 pm
I./KG55_akm615 писал(а):
I./KG40_BOPOH писал(а):
Всем привет.
Вопрос по посту выше.
Как я введу в калькулятор данные по вариометру (при определенной приборной скорости, если я чайник и климба не знаю?
Извините-))))
Сообщение можно удалить...
Не понял.
Я открываю калькулятор. Ввожу допустим приборную скорость 220. Какую при этом я должен указать вертикальностью скорость? (я честно не знаю) Если я введу 10. Будет ли это соответствовать истине?
Второе. На серверах присутствует ветер. И если мы идем курсом против ветра, то мы наберем высоту быстрее расчетного времени и пройденного расстояния который выдает калькулятор.
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Чт Ноя 03, 2016 3:35 pm
I./KG40_BOPOH писал(а):
I./KG55_akm615 писал(а):
I./KG40_BOPOH писал(а):
Всем привет.
Вопрос по посту выше.
Как я введу в калькулятор данные по вариометру (при определенной приборной скорости, если я чайник и климба не знаю?
Извините-))))
Сообщение можно удалить...
Не понял.
Я открываю калькулятор. Ввожу допустим приборную скорость 220. Какую при этом я должен указать вертикальностью скорость? (я честно не знаю) Если я введу 10. Будет ли это соответствовать истине?
Второе. На серверах присутствует ветер. И если мы идем курсом против ветра, то мы наберем высоту быстрее расчетного времени и пройденного расстояния который выдает калькулятор.
Вертикальную скорость, естественно, нужно вводить разумную - ту, какую будешь и сможешь держать, но только до определенной высоты, ибо потом верт.скорость неминуемо будет падать (об этом я там не расписал).
Предполагается, что пилот будет держать расчетную вертикальную скорость с минимальными отклонениями - это обязательное условие применения таблицы. Расчеты примерны, но отклонение будет очень небольшим, если учесть динамику падения верт.скорости на всем маршруте, и если держать вбитые в калькулятор приборную и верт.скорости.
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Чт Ноя 03, 2016 4:31 pm
I./KG40_BOPOH писал(а):
Тогда тут.
Вот я о чем.
1000 1500
200 3 2.7
210 2.9 2.5
Пишем максимальные значения для приборной и вертикальной на определенной высоте. Только тогда новичек сможет пользоваться данным калькулятором грамотно.
И т.д.
Абсолютно верно!
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Зарегистрирован: 14.01.2016
Сообщения: 389
Откуда: Республика Коми
Добавлено:
Чт Ноя 03, 2016 4:34 pm
I./KG40_BOPOH писал(а):
Тогда тут.
Вот я о чем.
1000 1500
200 3 2.7
210 2.9 2.5
Пишем максимальные значения для приборной и вертикальной на определенной высоте. Только тогда новичек сможет пользоваться данным калькулятором грамотно.
И т.д.
Климб можно держать 5-ку при приборной 190-195 при загрузке в 40%, но 5 - слишком адово для ведомых. При 4 еще сносно можно лететь в строю.
_________________ Командир первой группы штабного звена (Gruppenkommandeur) борт №1 (G1 + AB) Major, Начальник штаба.
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах